Блог по комплексной безопасности

Антидрон в стиле Radar-IQ. Часто задаваемые вопросы

По итогам двух обучающих семинаров, проведенных 6 апреля и 8 июня 2021 года специалистами компании Radar-IQ, знаменитой своей новой концепцией противодействия воздушным и наземным угрозам, публикуем ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые аудиторией

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2020 года № 74 "О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации" заменяет понятие "беспилотный летательный аппарат". Вместо этого все БПЛА будут называться единым именем "беспилотное воздушное судно" (БВС).

Как законодательство регламентирует a) использование БВС и b) средства противодействия БВС в гражданском секторе? Что будет регулировать деятельность службы безопасности, которая обнаружила дрон над охраняемым объектом? Как легитимно нейтрализовывать БВС, который является чьей-то собственностью, если он проникает на охраняемую территорию?

Действующее законодательство определяет несколько видов специальных воздушных зон. С ними можно ознакомиться на сервисе "Полетные планы":

  • зоны ограничения полетов
  • опасные зоны
  • запретные зоны
  • зоны НОТАМ

Чтобы перечисленные зоны отобразились на карте, необходимо выбрать их в верхнем меню "Воздушное пространство".

Как определено законом "О государственной охране", полеты БВС должны проходить за пределами аэродромов гражданской авиации, запретных зон, зон проведения публичных и охранных мероприятий. С 2016 года дроны, коптеры, авиамодели и другие БВС запрещено использовать внутри МКАД без соответствующего разрешения. Полеты должны проходить на расстоянии не менее 5 км от "контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок". Проникновение беспилотника в запретную зону оценивается в 20–300 тысяч рублей независимо от массы летательного аппарата, характеристик камеры и наличия регистрации.

Если БВС оказалось на территории охраняемого предприятия (или частных владений) и если его приземление либо падение могло причинить или причинило вред собственности или здоровью, то следует обратиться в правоохранительные органы.

Если на ваш объект приземлился дрон, возможно, даже с вашей "помощью", доказывать, что полет был безопасный и разрешенный, – задача пилота дрона.

Граждане и организации, которые используют БВС в коммерческих целях, например аэрофотосъемка, с большой долей вероятности сами обратятся к вам с просьбой вернуть их имущество. В частном порядке вы сможете просмотреть записи, сделанные с помощью БВС, и попросить удалить фрагменты видео, где запечатлен ваш охраняемый объект.

Получите видеозапись вебинара Radar-IQ ➞


Есть ли практика установления законности владения БВС?

Дрон можно приобрести без каких-либо ограничений, никто не может запретить человеку владеть БВС. Однако все управляемые БВС, превышающие массу 250 граммов, подлежат регистрации. Поэтому с привлечением правоохранительных органов можно установить, на кого зарегистрирован дрон.

В большинстве случаев защиту объекта, расположенного в "чистом поле" и обнесенного ограждением, обеспечивают охранники. Какой альтернативный, более технологичный подход к решению этой задачи можно рекомендовать?

"Чистое поле" – это идеальная площадка для работы радара. В чистом поле не будет переотражений, как в зоне жилой застройки. Нет интенсивного движения транспорта и людей. Но оборудование, работающее в "чистом поле", должно быть обеспечено электроэнергией и каналом передачи данных. При разработке Radar-IQ упор был сделан именно на работу в поле, поэтому решение может использоваться на улице круглый год при любых погодных условиях (IP65), а также имеет локальную обработку данных и предполагает различные варианты по электропитанию (220 В переменный ток, 12 В или 24 В постоянный ток).

Энергопотребление Radar-IQ в комплекте c point to-point-wireless link около 250 Вт. Если в вашей локации довольно солнечно или ветрено, чтобы и питать оборудование и накапливать энергию для работы ночью/безветренную погоду, то проблем с автономной работой не будет.

Как решается проблема отсутствия инфраструктуры (электропитание, передача данных и пр). при использовании решений Radar-IQ "в чистом поле"?

В зависимости от региона возможно питание комплекса от солнечной или ветряной энергии. Передаваемые данные можно сократить до стоп-кадров тревог, снизив тем самым нагрузку на канал связи.

Как вывозить решения Radar-IQ за границу для демонстрации потенциальным клиентам? Например, в страны АТЭР, Африки и особенно в ОАЭ.

До сих пор никаких сложностей с вывозом оборудования для демонстрации не возникало. Есть опыт ввоза в страны Ближнего Востока, в ряд европейский стран, в страны Юго-Восточной Азии и Индии.

В свое время в ОАЭ имели сильное влияние стандарты UL из США, однако в последние годы все большее распространение получают Европейские стандарты EU. Решение Radar-IQ соответствует как общемировой классификации частот, так и утверждено в ОАЭ. На завершающей стадии прохождение сертификации EU.

В составе комплекса нет комплектующих двойного назначения, это полностью гражданское изделие. Вместо слова "радар" в документации используется понятие "умный детектор движения".

Если зарубежному клиенту критична страна производства, то продажу можно документально оформить через европейский офис Radar-IQ. Разработчики также готовы оказать поддержку, в том числе по документам, при контракте в ОАЭ.

Как использовать решение Radar-IQ для защиты взлётно-посадочной полосы аэропорта/аэродрома и военных баз?

При защите аэропортов решение Radar-IQ может быть использовано для закрытия нескольких задач.

  1. Контроль БВС во время взлета и посадки воздушных судов. Для этого необходимо установить оборудование в соответствующих частях взлётно-посадочной полосы (ВПП).
  2. Контроль нахождения людей и транспорта (не оснащенного оборудованием для отслеживания) на ВПП и непосредственной близости от нее.
  3. Контроль приближения к ограждению аэродрома, пересечение ограждения.
  4. Организация виртуального периметра в случае, если аэропорт граничит с водой.

Протяженные периметры (1,5; 3; 5; 10 км) – какой алгоритм защиты?

Масштабирование. Оборудование устанавливается с перекрытием зон. Данные поступают на ПО централизации.

Как интегрируется решение Radar-IQ с системой видеонаблюдения (СВН) и системой охраны периметра?

Интеграция по протоколу ONVIF. Для сторонней системы Radar-IQ – это поворотная камера. Отличие в том, камера показывает самую опасную для данного объекта цель. Поэтому интеграция в любую систему происходит фактически средствами этой самой системы. Если нужна более глубокая интеграция, то разработаны API.

Каковы основные особенности и отличия решения Radar-IQ?

  • Решение полностью готово к работе, собрано и откалибровано.
  • Решение настраивается под задачи объекта таким образом, что камера следит за самой опасной целью. К примеру, если на расстоянии 400 метров будет летать дрон – камера станет следить за дроном. Но если в этот момент человек приблизится к забору (в той зоне, где людей обычно не бывает), камера переключится на этого нарушителя. Для каждого конкретного объекта алгоритм может быть индивидуальным.
  • Алгоритмы слежения, алгоритмы обработки радарных данных – собственная разработка Radar-IQ.
  • Высокая точность системы. Цель 30х40 см на расстоянии 500 метров определяется с точностью +/- 0,5 метра.

Интересует защита объектов ТЭК с примерами.

Мы не называем своих клиентов. Согласитесь, что обеспечивать злоумышленников информацией, какими системами защищены те или иные объекты, – это неразумно. Большая часть пользователей комплекса Radar-IQ обеспокоены прежде всего наблюдением за их предприятиями и частной собственностью. Защита каждого конкретного объекта – индивидуальна, так как Radar-IQ охраняет область, а не забор, поэтому рельеф местности и окружение делают каждый проект особенным.

Как выстроить работу средств защиты по принципу свой-чужой?

Что бы отличить свой – чужой, конечно, больше подходит система радиочастотного обнаружения. Которая в том числе покажет и уникальный идентификатор дрона. Но не покажет сам дрон. Можно покрасить собственные дроны в цвета, отличные от фабричных, летать по заданному маршруту. Тогда задача отличать своих от чужих ложится на оператора.

Есть ли бытовые БВС для патрулирования объектов энергетики, которыми смогут управлять сотрудники ЧОП?

На гражданском рынке представлены и дроны с возможностью задания полетного плана, и программные надстройки для штатного ПО управления дронами для задания маршрутов и автоматизации облета по маршруту фото/видеосъемки.

Сравните системы на основе видеоаналитики и на основе радаров. Одни – неточные, но дешевые. Вторые – точные, но дорогие. Есть что-то посередине?

Посередине – Radar-IQ. Решение вобрало в себя лучшее от обеих технологий.

Если стоит задача определить факт присутствия дрона – это или радиочастотное обнаружение, или радар. Если стоит задача увидеть дрон – это видеаналитика. Но точность, с которой система радиочастотного обнаружения определяет местонахождение дрона, делает невозможным наведение туда камеры. Остается только радар, который дает большую точность. И дело тут в том, что количество технологий (не систем, а именно технологий!) ограничено, и выбирать особо не из чего.

Как противостоять возможным нападкам о вреде оборудования антидронов здоровью людей?

  • Дроны это всегда прием сигнала систем позиционирования, как на смартфоне.
  • Дроны на частоте 2,4 ГГц – когда раздаете с телефона Интернет, это же не страшно.
  • Дроны на частоте 5 ГГЦ – домашние точки доступа работают на этой частоте, это же не страшно.

Глушилки транслируют сигнал на этих же частотах, правда с большей мощностью. Но влияние СВЧ-излучения на клетки человека до конца не изучено. В крайнем случае, когда достучаться до здравого смысла собеседника не получается, рекомендуется наклеивать на глушилку шильдик телекоммуникационного оборудования.

Какие способы борьбы с БПЛА в местах плотной гражданской жилой застройки?

Дроны, как правило, летают выше зданий и с этим проблем нет. Но если дрон спрячется за зданием, он пропадет с радара. Основное условие обнаружения объекта любым радаром – прямая оптическая видимость. Отдельный случай – сетка-рабица, через нее радар "не видит".

При каких температурах работает комплекс Radar-IQ? Как он работает в условиях низких температур? Как температуры от -30 влияют на эффективность работы поворотной камеры, как составляющей комплекса? Не обмерзают ли подвижные части камеры?

Диапазон рабочих температур -40...+60. Реальный опыт – испытания в Египте и Индии. Приводы поворотной камеры выполнены из металла, внутренние объемы камеры подогреваются, поэтому проблем с работой при низких температурах не возникает. Прошлая зима была довольно холодная, комплекс работал круглосуточно без сбоев.

Какова мощность радара Radar-IQ? Она требует лицензирования?

Средняя мощность составляет 400 мВт. Лицензирования не требуется. Это не радар, это умный датчик движения.

Получится ли с помощью Radar-IQ обнаружить человека на подходе к ограждению?

Да, условие обнаружения – это прямая оптическая видимость. Поэтому приближение объекта к ограждению будет обнаружено. Более того, ограждения может вообще не быть. Можно не строить забор, а обозначить виртуальный периметр.

Как правило, невозможно регламентировать перемещение человека вне охраняемого периметра. По сути, нам нужен только факт попытки перелаза/проникновения. Как этот вариант отрабатывается комплексом Radar-IQ? Попытка перелаза отличима от подхода к ограждению?

Попытка перелаза неотличима от подхода к ограждению. Но факт пересечения ограждения можно зафиксировать совершенно точно. Системы охраны периметра дают сигнал именно на перелаз. Поэтому службе безопасности зачастую приходится рассчитывать на то, что оператор будет смотреть на нужную камеру в нужный момент.

Сравнение двух систем на основе одной специфической функции не совсем корректно. Но опасения, что охранники могут проглядеть нарушителя – верно. Именно поэтому если Radar-IQ обнаружит факт проникновения на объект, то будет следить за нарушителем автоматически с помощью камеры и оповестит об этом оператора. И оператору нужно будет смотреть только за одной камерой и координировать действия ГБР.

Если в зоне действия радара несколько БВС, какой из них будет захвачен камерой?

Зависит от настроек. Если один БВС находится в зоне, обозначенной как тревожная, а второй нет. То комплекс будет отображать первый дрон. В любом случае у оператора есть инструменты для переключения между целями.

Варианты питания комплекса Radar-IQ?

12 В, 24 В, 220 В.

Как отображается архив событий, обнаруженных комплексом Radar-IQ?

На текущий момент архив событий (видео) записывается средствами VMS-системы (платформой управления системой видеонаблюдения). Внутри комплекса Radar-IQ, конечно, ведутся логи, которые можно выгрузить в виде перечня обнаруженных целей за период времени. Видеоархив внутри системы Radar-IQ находится в разработке.

Получите видеозапись вебинара Radar-IQ ➞


Если вам необходима консультация или проработка технического решения по созданию и развертыванию системы защиты периметра, обращайтесь к Ольге Федосеевой по email.