Блог по комплексной безопасности

Обзор Постановления № 258. Почему PSIM-платформа важна для промышленности

Чуть больше месяца назад Правительство Российской Федерации приняло Постановление* № 258 от 1 марта 2024 года, которое регулирует вопросы антитеррористической защищенности объектов промышленности, подведомственных или связанных с деятельностью Минпромторга России, а также устанавливает форму паспорта безопасности для этих объектов (далее – Постановление). Наша команда провела тщательный анализ этого документа и готова поделиться своими экспертными оценками и комментариями.
Цель данной статьи – обратить внимание руководителей и специалистов служб безопасности на важные моменты и требования, включенные в Постановление, а также предложить практические рекомендации для их эффективной реализации.

Ключевые тезисы

1. Категорирование объекта проводится комиссией в течение 30 дней после ее создания. Комиссия формируется:

  • для действующих объектов – не позднее 6 месяцев со дня утверждения Постановления;
  • для новых объектов – в течение 30 дней с момента ввода в эксплуатацию;
  • для объектов, актуализирующих паспорт безопасности, – в течение 30 дней после принятия решения об актуализации;
  • для объектов, передаваемых в ведение Минпромторга, – в течение 30 дней после издания распорядительного акта.

2. По завершении обследования и категорирования следует:
  • составить акт категоризации;
  • разработать паспорт безопасности.

3. Результаты категорирования помогут определить необходимые меры по антитеррористической защищенности промышленных объектов.

4. Выделяют три категории потенциальной опасности для промышленных объектов в зависимости от численности людей, одновременно подвергаемых риску в случае развития чрезвычайной ситуации, и объема возможного ущерба:

  • высокая категория (В) – более 300 человек и более 500 млн рублей;
  • средняя категория (С) – от 50 до 300 человек и от 500 тыс. до 500 млн рублей;
  • низкая категория (Н) – до 50 человек и до 500 тыс. рублей.

Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности

Независимо от категории опасности (В, С, Н), на промышленном объекте необходимо внедрить комплекс мер по обеспечению антитеррористической защищенности. Рассмотрим для примера несколько требований Постановления.
48. Восприпятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) промышленности достигается посредством:
<...>
б) организации и обеспечения пропускного и и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием
"Контроль за функционированием" означает постоянный мониторинг и достоверную оценку состояния работоспособности оборудования, программного обеспечения и каналов связи, выявление неисправностей в реальном времени с целью их скорейшего устранения. Реализовать это возможно лишь применением технических средств – программных комплексов класса PSIM или NMMS.
49. Выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) промышленности пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта достигается посредством:
а) своевременного обнаружения фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов <...>;
б) неукоснительного соблюдения на объекте (территории) промышленности пропускного и внутриобъектового режимов;
<...>
д) исключения несанкционированного пребывания на объекте (территории) промышленности посторонних лиц и нахождения транспортных средств;
е) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны <...>
"Своевременное обнаружение фактов нарушения" означает обнаружение нарушений на максимально ранней стадии, до возникновения серьезных последствий. В контексте антитеррористической защиты это указывает на необходимость использования автоматизированных технологий обнаружения (систем нейросетевого видеоанализа, охранных датчиков, СКУД с поддержкой двухфакторной аутентификации) и мгновенного реагирования на события, происходящие в комплексной системе безопасности. Последнее достигается исключительно применением PSIM-платформы.

"Неукоснительное соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов" означает строгое следование регламентам или инструкциям без исключений. В Постановлении делается упор на строгом следовании правил режима, независимо от обстоятельств.

Несмотря на то что полностью исключить несанкционированное пребывание на объекте посторонних лиц практически невозможно, системы видеонаблюдения с поддержкой технологий машинного зрения значительно повышают эффективность обнаружения нарушений. Особенности применения таких систем – скорость (мгновенный анализ видеопотока, обнаружение нарушителей), точность (отсутствие усталости, эмоциональной предвзятости), масштабируемость (для охвата больших территорий или объектов), отчетность (достоверная статистика о нарушениях для дальнейшего совершенствования стратегий защиты).

Другие полезные методы – регулярное обучение персонала и улучшение внутренних процессов и процедур.
51. Минимизация возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) промышленности и ликвидация угрозы его совершения достигается посредством:
<...>
д) обеспечения технической возможности эвакуации, а также своевременного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений)
Сложности с организацией эвакуации на промышленных объектах могут возникнуть по нескольким причинам:
  1. одновременное присутствие большого числа людей на объекте;
  2. сложная архитектура зданий;
  3. ограниченное количество выходов / маршрутов эвакуации;
  4. наличии опасных материалов.

Чтобы обеспечить безопасную эвакуацию в таких ситуациях, рекомендуется использовать систему мониторинга местоположения людей – класса RTLS. Современные RTLS-системы состоят из аппаратной части с поддержкой технологии Ultra WideBand (анкеров, которыми оснащаются помещения, и носимых меток для точного позиционирования людей до 10 см) и программного комплекса для обеспечения мониторинга.

В случае организации эвакуации – RTLS-системы обеспечивают возможность непрерывного отслеживания местонахождения людей в различных частях объекта промышленности в реальном времени. Это помогает контролировать, все ли люди покинули здание, и в случае необходимости установить, где находятся те, кто еще внутри.

В отсутствии чрезвычайных ситуаций, RTLS-системы становятся неотъемлемым инструментом наблюдения за персоналом и контроля за доступом в запретные или опасные зоны. Они также фиксируют время, проводимое персоналом на рабочих площадках, и позволяют строить маршруты перемещения персонала.

Задать вопрос или обсудить задачу →

Экономические выгоды внедрения PSIM

В последние пару лет мы отмечаем важные изменения в понимании службами безопасности реального эффекта от внедрения автоматизированной системы управления безопасностью (PSIM-платформы). Как следует из нашей статьи "PSIM-платформы. Реальные эффекты от внедрения", основной эффект от развертывания PSIM – это качество управления комплексной безопасностью. В свою очередь – это неизбежно влияет на снижение потерь, сокращение расходов и прочие экономические параметры.

В статье, упомянутой выше, мы перечисляем наиболее явные категории убытков, издержек и затрат, которые возможно оптимизировать благодаря развертыванию PSIM.

Службы безопасности могут усилить обоснования инвестиций в PSIM расчетами на основе критериев, указанных в Постановлении:

  • величина ущерба, нанесенного основным производственным фондам объекта;
  • величина ущерба от потери прибыли;
  • стоимость потерь готовой продукции;
  • стоимость материальных ресурсов и производственных запасов;
  • стоимость выплат работникам за время простоя;
  • затраты на ликвидацию последствий возможного теракта.

Дифференцированный подход к охране

58. Организация антитеррористической защищенности крупного объекта (территории) промышленности осуществляется путем дифференцированого подхода к охране как всей территории такого объекта, так и локализованных на его территории производственных площадок с соблюдением принципа оптимизации задействованных сил и средств охраны с наращиванием рубежей обнаружения и защиты по направлению к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам
Фраза "Дифференцированный подход к охране с соблюдением принципа оптимизации задействованных сил и средств охраны" буквально означает необходимость рационального распределения ресурсов, а также адаптивность и гибкость этого процесса. Персонал и технические средства следует задействовать таким образом, чтобы обеспечивать наивысший уровень безопасности при минимальных затратах. Это напрямую подразумевает:

  • автоматизацию решения рутинных задач (непрерывный видеомониторинг с применением технологий машинного зрения на критических рубежах, а также мониторинг состояния работоспособности оборудования, программных комплексов и сетей связи);
  • переключение людей на более высокоуровневые задачи (управление машинами, настройка видеоаналитики, принятие управленческих решений на основе собранных достоверных данных и пр.);
  • верификацию тревожных сигналов (перед отправкой ГБР на место происшествия), что настраивается в автоматизированной системе управления инцидентами;
  • периодическая ревизия выделенных ресурсов – в соответствии с текущей ситуацией. Это значит усиление физической охраны в зоне повышенного риска и сокращение численности охраны там, где на регулярной основе целесообразно применять технические средства и привлекать небольшую численность персонала службы безопасности.

Задать вопрос или обсудить задачу →

Общий вывод

Около 50% требований, определенных в Постановлении Правительства РФ № 258 в интересах антитеррористической защищенности промышленных объектов, могут быть успешно выполнены только при помощи автоматизированных систем обнаружения, мониторинга и управления:

  • систем видеонаблюдения с применением технологий машинного зрения;
  • систем мониторинга состояния работоспособности оборудования, программных комплексов и сетей связи;
  • систем мониторинга местоположения персонала;
  • систем контроля и управления доступом с применением технологий многофакторной аутентификации;
  • систем тревожной сигнализации на основе датчиков различного типа действия.

Вся объектовая техническая инфраструктура, имеющая отношение к комплексной безопасности, должна быть сведена в единый комплекс под управлением программно-аппаратной платформы верхнего уровня класса PSIM. На основе данной платформы организуется мониторинговый (ситуационный) центр, который позволяет:

  • отображать обстановку (оборудование, люди, инциденты) с привязкой к цифровым картам и времени;
  • управлять режимами работы интегрированных в PSIM-платформу систем (независимо от назначения и производителя) из единого интерфейса;
  • внедрить автоматизированную систему обработки инцидентов – с целью эффективного реагирования и при радикальной минимизации человеческого фактора;
  • верифицировать тревожные сигналы, поступающие от одних систем, событиями, возникающими в других системах, и радикально снизить количество ложных тревог;
  • координировать действия сотрудников и подразделений в кризисных ситуациях;
  • документировать действия персонала и предотвращать сговоры;
  • автоматизировать отчетность и документирование процессов управления безопасностью;
  • сократить время обработки инцидентов за счет автоматизации процессов, использования единого интерфейса управления и улучшения координации взаимодействия служб предприятия.

*Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 года № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Ознакомиться с полным текстом Постановления можно по ссылке →